Аналитика

Показатель ARPU: как посчитать, сделать выводы и улучшить

Содержание:

  1. Как посчитать ARPU
  2. Калькулятор ARPU
  3. Какой ARPU — хороший?
  4. За какой период считать показатель ARPU?
  5. Как ARPU связан с ценностью?
  6. Как связаны ARPU и LTV
  7. Чем отличаются ARPU и ARPPU
  8. Как использовать показатель ARPU
  9. Как улучшить эту метрику

Мы считаем и работаем над всеми существующими метриками с одной целью — увеличить прибыль. Однако, как справедливо заметил Сет Годин: “Метрика может быть точной и соответствовать целям компании, но работать над ней совершенно бессмысленно, если она не связана с тем, для чего вы пришли на работу сегодня”. 

При правильном подходе показатель ARPU объединяет в себе обе составляющие — доход и ценность (об этом ниже). 

ARPU (Average Revenue Per User) — средний доход, который вы получаете от каждого активного пользователя за период. Эта метрика помогает компаниям измерять ценность продукта, прогнозировать прибыль и принимать решения на основе этих цифр. 

Как посчитать ARPU

Итак, чтобы посчитать средний доход от пользователя за месяц, нужно разделить общий доход за этот месяц на количество пользователей, которые были активны в этот период.

Допустим, в этом месяце вашим сервисом воспользовались 600 человек (мы считаем всех: тех, кто пока использует бесплатный тестовый период, тех, кто с вами уже 5 лет, тех, кто подписан на самый дорогой тариф — сейчас речь идёт обо всех, кто как-либо пользовался сервисом в течение месяца). Доход составил $3200. Получается, ваш ARPU в этом месяце составил: 3200 / 600 = $5,3.

Какой ARPU — хороший?

Мы получили результат, но как его интерпретировать? 5,3 — это хорошо или плохо? Дело в том, что ARPU не имеет оптимального значения. Но есть одно правило: если ARPU снижается, вам нужно привлекать больше клиентов.

Эту метрику нельзя конкретно оценить, потому что она очень сильно связана с количеством клиентов. Например, два похожих сервиса (при сравнении двух ARPU нужно брать обязательно близкие компании или продукты) стремятся к уровню дохода $10 000 в месяц. Аналитики обоих сервисов посчитали ARPU, и в обоих случаях он составил $15. Только вот Сервисом 1 в этом месяце воспользовались 700 человек (100 человек пользовались бесплатным тестовым периодом), и доход получился даже выше желаемого. У Сервиса 2 дела шли не так хорошо — зафиксировано всего 300 клиентов (и тоже 100 человек на бесплатном тарифе), доход составил $4 500. Получается, что равный показатель ARPU у равных компаний с равным желаемым доходом не значит одно и то же.

Вы можете оценить ARPU только в рамках своего бизнеса, или сравнить его с результатом компании, которая может похвастаться похожей (и по характеристикам, и по объёму) аудиторией. 

За какой период считать показатель ARPU?

Сперва вам нужно определиться, какой период вас интересует. Считать ARPU раз в месяц особенно удобно для сервисов, которые работают по подписке. Однако, если среднее время жизни пользователя (average Lifetime) для вашей компании невелико (как, например, в мобильных приложениях), есть смысл вычислять ARPU чаще.

Строго говоря, показатель ARPU за месяц правильно называть ARPMAU (Average revenue per monthly active user).

Если Lifetime пользователей вашего сервиса невелик, лучше считать ARPDAU (Average revenue per daily active user) — средний доход от активного пользователя за день.

Если вы работаете не по подписке, обратите внимание, как часто клиентам нужны ваши услуги. 

Для оценки качества трафика можно посчитать доход от пользователей, которые пришли к вам в определённый период (например, все, кто зарегистрировался 15 июня). Для этого считают накопительный (cumulative) ARPU. Формула похожа, но она рассчитывает доход, который вам принесла конкретная когорта пользователей. С каждым днём показатель ARPU для этой когорты будет увеличиваться, поэтому его и называют накопительным.

Cumulative ARPU (X дней) = Доход от выбранной когорты за X дней / Количество пользователей в рамках этой когорты

Например, 15 июня в вашем сервисе зарегистрировались 800 человек. В этот же день они внесли оплату общей суммой $600. ARPU в этом случае составит 600 / 800 = $0,75

Предположим, на следующий день эта когорта принесла вам $300. Даже если часть пришедших вчера пользователей покинула вас или не пользовалась сервисом на второй день, размер когорты остаётся прежним — 800 человек. Накопительный ARPU за 2 дня составит (600+300) / 800 = $1,125. С каждым днём он продолжит расти.

Можно считать Cumulative ARPU за 1 день, неделю или 2 недели  — так вы узнаете, сколько денег приносит каждый клиент за первое время работы с вами, а также сможете прогнозировать, какой доход и через какое время он принесёт.

С увеличением периода этот показатель возрастает и постепенно достигает уровня вашего LTV.

Как ARPU связан с ценностью?

В самом начале мы сказали, что ARPU связывает доход и ценность. Это может показаться странным: речь же только про деньги?

На самом деле, ARPU показывает, сколько пользователь готов заплатить за ваш продукт. Предположим, вы предлагаете 3 тарифных плана и бесплатный тестовый период. В месяц подписка на каждый из платных тарифов стоит $15, $20 и $30 соответственно. Вы посчитали ARPU и он составил $23. Если учесть, что мы берем в расчет и пользователей тестового периода, которые не платят ничего, получается, что большинство ваших платящих предпочитают дорогие тарифы

А если большая часть пользователей выбирает самый дорогой тарифный план, велика вероятность, что они готовы заплатить и больше. Если вы не предлагаете им эту возможность — вы теряете деньги. 

Высокий ARPU показывает, что всё не зря, и пользователи ценят ваш продукт. Поэтому, когда показатель достигает стоимости вашего среднего (по цене) тарифа, можно смело поднимать цены. 

Если же ARPU приближается к стоимости самого дешёвого тарифа, пора поработать над маркетингом. Вы привлекаете людей, которые платят мало, есть смысл немного изменить стратегию и привлечь внимание пользователей к более дорогим тарифам. 

Как связаны ARPU и LTV

Эти метрики иногда путают, либо игнорируют ARPU и считают только LTV (потому что думают, что это почти одно и тоже). Они действительно связаны, но каждая важна по отдельности. 

LTV — это прибыль, которую вам приносит клиент за всё время вашей работы с ним. ARPU показывает прибыль от вашей работы с пользователем за определённый период. Разница между этими метриками — Lifetime — длительность жизни клиента в рамках вашей компании. 

LTV показывает общую ценность клиента для вашей компании, а ARPU — положение дел на текущий момент.

Чем отличаются ARPU и ARPPU

Одна буква здесь действительно имеет большое значение, потому что дополнительная P в ARPPU — это Paying (платящие). ARPU показывает средний доход на всех пользователей, даже тех, кто в этом месяце не заплатил ничего. ARPPU — это доход на одного платящего пользователя. Платящих всегда меньше, поэтому этот показатель всегда выше.

ARPPU покажет вам реакцию платящих пользователей на ценность продукта. Однако если вы повысите цены, ваш ARPPU тоже возрастёт, но это не повод открывать шампанское. Возможно, доля платящих клиентов упала, просто цены стали выше, поэтому показатель вырос. 

Именно доля платящих клиентов (Paying Share) связывает между собой ARPU и ARPPU. 

Например, в этом месяце у вас было 1200 пользователей, 40 из них оплатили премиум-доступ. Доход составил 1000$. 

ARPU = 1000 / 1200 = $ 0,8

ARPPU = 1000 / 40 = $ 25

Доля платящих пользователей = 0,8 / 25 = 0,032 или 3,2%. 

Оптимальная величина Paying Share зависит от типа бизнеса. Например, для мобильных приложений показатель 1-2% — неплохой результат (большинство пользуются бесплатной версией, не так много людей совершают покупки в приложениях). 

Учитывать долю платящих клиентов важно. Дело в том, что если ARPPU растёт, но Paying Share падает, это приведёт к сокращению вашего дохода — прибыль от платящих не сможет компенсировать сокращения их количества. Эта метрика помогает оценить и спрогнозировать ваш доход.

Как использовать показатель ARPU

ARPU показывает, как соотносится стоимость вашего продукта с его ценностью. Для чего ещё можно использовать эту метрику?

  1. Сравнить себя с конкурентами.

    Именно этой метрикой интересуются инвесторы, когда принимают решение, в развитие какой компании вложить капитал. Если в рамках своего бизнеса вы запускаете два и более проекта, можно определить самый эффективный также при помощи ARPU: у кого показатель выше, тот и выиграл.

    Важно! Можно сравнивать ARPU только компаний (продуктов) с одинаковой или смежной аудиторией.

  2. Измерить реакцию на изменение цены.

    Предположим, вы решили поднять стоимость месячной подписки и посмотреть, изменится ли ARPU по новым пользователям (тем, что с вами менее месяца). В прошлом месяце вы зафиксировали 810 новичков, а доход составлял $900. После введения новой цены количество пользователей сократилось до 700, доход — до $800. Чтобы оценить результат увеличения цены, сравним ARPU.

    ARPU до повышения = 900 / 810 = $1,11

    ARPU после повышения = 800 / 700 = $1,14

    Получается, что эксперимент вполне удачный, и сокращение дохода не связано с увеличением цены. Если при той же цене привлечь больше активных пользователей, то доход возрастёт.

  3. Выбор каналов привлечения.

    Чтобы оценить эффективность канала привлечения, часто используют LTV, но ARPU тоже прекрасно для этого подходит. Допустим, в этом месяце у вас было 2200 клиентов, они принесли вам $4000. Получается, ваш ARPU = 4000 / 2200 = $1,81.

    Вы запустили новую рекламную кампанию, и теперь у вас 3450 пользователей и $5000 дохода. Звучит здорово, но посмотрим на цифры:

    ARPU = 5000 / 3450 = $1,44

    Оказывается, что доход уменьшился — похоже, вы привлекли не совсем целевую аудиторию.

  4. Сегментация пользователей.

    Вы можете разделить всех пользователей, например, по времени взаимодействия с вами, и сравнить прибыль от каждой группы. Попробуем определить 3 группы: новичков (тех, кто пришёл к вам менее месяца назад: пользуется бесплатным тестовым периодом или оплатил подписку впервые), тех, кто уже хорошо знаком с вами (продлевали месячную подписку уже 2-3 раза), и постоянных клиентов (продлевали подписку более 3 раз).

    Важно! Пользователь мог не совершать оплату в конкретный период, за который мы считаем ARPU.

    Сегментация пользователей

    Получается, что основной доход вам приносят те, кто уже давно с вами, и новички. Сконцентрировавшись на этих двух группах, можно значительно увеличить прибыль.

  5. Прогноз на будущее.

    Вы можете выразить в деньгах свои гипотезы, связанные с привлечением или удержанием пользователей, при помощи ARPU. Предположим, вы запускаете новую рекламную кампанию и рассчитываете привлечь на 20% больше новых пользователей — раньше к вам ежемесячно приходили 120 человек, а после запуска вы готовитесь встретить 144. При ARPU, равном 30, ваш доход станет 4320 (а был 3600). Очень удобно оценивать, как окупаются затраты на новую кампанию и какой доход ждёт вас дальше.

    Как улучшить эту метрику

    Каким бы ни был ваш ARPU, предела совершенству нет. Разберём самые общие способы увеличения этой метрики.

    1. Апселл и кросс-селл. Самые известные инструменты увеличения среднего чека — это допродажи и кросс-продажи. Если вы работаете по подписке, чтобы увеличить ARPU, вам необходимо серьёзно поработать над мотивацией пользователей перейти с бесплатного доступа на платный.

    2. Поиграйте с тарифами. Однажды сервис Statuspage.io переработал тарифную сетку и изменил цены. Вместо традиционных тарифов вроде “Стандарт” и “Премиум” продуктологи выделили тарифы для разных клиентов. Каждый тариф включал определённный набор функций, причём некоторые из них не относились прямо к базовому продукту, и пользователи, попадая на страницу, ранее могли не знать о них. Выглядело это так:
      Statuspage.io
      https://www.chargebee.com/resources/glossaries/saas-metrics/arpu/

      В результате ARPU вырос в 2,4 раза. Это означает, что сегментация клиентов на основе тарифных планов и цен, чёткое понимание потребностей каждого сегмента и разработка специфических наборов функций имеют огромное влияние на ARPU.

    3. Повышайте ценность продукта. Чем чаще клиент совершал платежи, тем выше его следующий платёж. Очень важно следить за привлечением пользователей, активацией и удержанием — чем глубже человек поймёт ценность (и чем быстрее он это сделает), тем вероятнее, что он останется с вами всерьёз и надолго. Это напрямую влияет на ваш доход, значит, увеличивает ARPU.

    4. Желаем, чтобы ваш ARPU взлетел до небес!

      5/5 (9)

      Пожалуйста, оцените статью

      Автор: Софья Шпак
      Составляю email-рассылки для клиентов Carrot quest и собираю результаты в кейсы.
      Подключите Carrot quest
      Первые 14 дней бесплатно

Похожие статьи

Carrot quest для вашей команды
Инструменты Carrot quest помогают разным командам решать их ежедневные задачи
Узнать больше
Подписаться